В обсуждении приняли участие
Ольга Архангельская, партнер, руководитель группы по оказанию услуг компаниям секторов недвижимости, транспорта, инфраструктуры и государственным компаниям в СНГ, EY,
Денис Колокольников, основатель, управляющий партнер компании RRG, председатель экспертного совета по редевелопменту при РГУД,
Владимир Королёв, Управляющий директор Департамента инвестиционных проектов, АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта»,
Евгений Тесля, генеральный директор EST Group,
Татьяна Белова, директор, руководитель подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE,
Иван Починщиков, управляющий партнер IPG.Estate, и другие.
В рамках мероприятия участники проанализировали рынок, определив сегменты-лидеры и сегменты-аутсайдеры, а также назвав инструменты для повышения инвестиционной привлекательности проектов в текущих условиях.
О коллективных инвестициях и будущем рынка рассказал
Денис Колокольников. «Аутсайдеры — торговые центры. Лучше всего в период пандемии проявили себя стрит-ритейлы. Загородное жилье — отрасль, которая выстрелила больше всего. Офисы находятся в минусовом сегменте, и хотя сделки заключаются, но это происходит реже, чем в докризисный период. Сегодня люди серьезно задумались о своем здоровье: центры здоровья и курорты будут расти и в городах, и за городом. Часть людей, работающих на удаленке, покинут регион, — такая тенденция тоже ожидаема. Дата-центры — очень востребованный сегмент. Гибкость, трансформированность — тот аспект, который должен будет безусловно учитываться при проектировке новых объектов недвижимости», — сказал эксперт.
Владимир Королёв, управляющий директор Департамента инвестиционных проектов, АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта», подробно рассказал о ситуации в своем регионе. «
У нас утверждены некие железнодорожные проекты — Северный широтный ход-1, Северный широтный ход-2, Северный коридор. Инфраструктура развивается не только там, где логистика, но где есть меры господдержки. Так, налоговые льготы утверждены для участников рынка (Арктической зоны РФ и частично ДВ). В складских помещениях возникнет огромная потребность для перевалки. Мы сейчас работаем над созданием объединенных проектов — сельхоз-сектор с продуктовыми сетями, что также возымеет определенное влияние на востребованность определенных ниш», — пояснил
Владимир Королев. Евгений Тесля, генеральный директор EST Group, выступил с докладом о новых трендах экологичности.
«Почти любой объект класса А, класса люкс, имеет подтверждение об экологичности. Новый формат в Москве — формат коворкингов. Слово «экология» стало иначе восприниматься. За период пандемии прирост экологичного жилья довольно высок. У поколения Z есть понимание того, что квартира должна быть экологичная. Конечно, мы отстаем в этом направлении от Лондона, но эта тенденция отмечается и в Москве. Подробнее остановлюсь на кейсе SOK «Башня Федерации». Серьезно организована система вентиляции, чтобы организовать качественный воздухообмен. С точки зрения повышения качества микроклимата это особенно актуально», — отметил генеральный директор EST Group.
Татьяна Белова, директор, руководитель подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE, подробно рассказала о гостиничном сегменте. «Это один из самых интересных рынков туристического рынка. Многие аналитики сравнивают текущий кризис с 2015 и 2016 годом. Период апреля, мая и июня был для рынка гостиничной недвижимости периодом спада (на 60%). Сейчас мы ждем постепенного восстановления всех сегментов спроса. Сейчас мы ждем отмены границ и возобновления воздушного сообщения», — уведомила эксперт.
Подводя итоги, Ольга Архангельская, партнер, руководитель группы по оказанию услуг компаниям секторов недвижимости, транспорта, инфраструктуры и государственным компаниям в СНГ, EY, высказала надежду, что принятые правительством меры позволят как можно скорее вернуться в нормальный режим. «Будем держать кулачки, чтобы в этом году нам разрешили массовые мероприятия», — такими словами модератор завершила бизнес-дискуссию, поблагодарив экспертов за участие.
Среди партнеров PROESTATE.Live: официальный партнер – Мосинжпроект; партнеры – ANT DEVELOPMENT, «ЮгСтройИмпериал»; официальные партнеры сессий – группа компаний «А101», Colliers International Group Inc.; партнер сессии – Cushman & Wakefield.
Официальный сайт мероприятия:
proestate.ru.
Фонд Росконгресс –
социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры. Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов. Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 128 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 69 странах мира. roscongress.org